Меню
Кирпичное дело: промысл, где мы еще почти хозяева у себя дома / Заезжий Тулуп. [Часть 2] [1873]
Z Tulup022 Scaled, Кирпичный Путеводитель : : Старинный кирпич

Первая страница

Воспроизводится по изданию:

Заезжий Тулуп. Кирпичное дело: промысл, где мы еще почти хозяева у себя дома. – СПб.: типо-лит. В. Грацианского, 1873. – 63 с.

 

КИРПИЧНОЕ ДЕЛО: ПРОМЫСЛ, ГДЕ МЫ ЕЩЕ ПОЧТИ ХОЗЯЕВА У СЕБЯ ДОМА. [ЧАСТЬ 2]

 

 

***

Все почти кирпичные заводчики свои люди в кругу рабочих; прикащики их, как они, с косым воротом, родились и сохранили красную рубашку русского привольного рабочего.

Фабричное производство все основано на словесных договорах и доброй совести хозяев; прикащики даже неряжены; артельщики, а старосты и старостихи все по выбору разных групп рабочих.

Рабочие разделяются на несколько групп, а в каждой группе работает одна, или несколько артелей.

Починатели кирпичного дела суть земляники; они приготовляют материал, т. е. валят и добывают глину и мнут ее на глиномятных машинах. Земляники самый сиволапый народ из всех рабочих, употребляемых в кирпичном деле. По большей части они жители убогих местностей Витебской, Могилевской и Минской губерний, а вид их показывает уже с разу влияние нищеты, болотной атмосферы, пустынной песчанной Литовской почвы редко и скудно вознаграждающей труд земледельца. Земляники по большей части ряженные артельщиками или подрядчиками земляных работ на месте и забрали задатки, а часто и половину платы за труд еще в деревне на оплату податей и оброков, на насущный хлеб семье. Разумеется при условии кредита труд земляников, хотя и весьма тяжелый, оплачивается далеко не в уровень требуемой им растрате сил. Люд убогий состоит на хозяйской пище и все лето иногда невидит копейки в кармане, не похлебает он чайку верно и во весь круглый год. Одежда на землянике плохая, иногда и лапти, изношенные до крайности, валятся с измученных ног бедняка. Вид земляника вечно угрюмый, согбенный в три дуги, жалкий до бесконечности, выражает плохое состояние здоровья — а труд его ленивый свидетельствует о влиянии нищеты и черной обстановки жизни на его организм, и еще более на его душевное состояние. Земляник туп, говорит плохо, не рассказывает никогда, не улыбается с рождения и до могилы, и не произнес ни одного напева, не затеял ни одной песни. Но сердце у земляника доброе, душа чувствительна в этом до невозможности потопшем в нечистоту теле.

Артельщики и их матка т. е. кухарка, заготовляющая пищу для артели, ухаживают за каждым рабочим в случае болезни как за родным товарищи прислуживают больному, как брату — я видел в хате составляющей помещение земляников сильно заболевающих холерой, — все что было в хате несло заболевающему помощь, забывая под час и работу и щи поставленные на стол. Тулупы редки между бедными Литовскими руссаками, но все-таки, чтобы укрыть больного находился где то у одного брата тулупчик не мудреный, но набрасываемый на больного с чистосердечным желанием помочь ему — серые гуньки бедняков слетались кучей, чтобы разогреть страдальца. Окружавшие по очередно терли скорчиваемое тело больного, другие бегом летели кто, за кипятком, кто за лекарством, кто за священником.

Матка ухаживала за больными, как за детьми и в печке постоянно держала для них мятку и овсяный суп из пожертвованной старостой крупы. Сами артельщики растирали больного на равне с прочими, подавали ему лекарства, утешали и поощряли.

Много больных стараниями братьев нищеты выздоравливало — я видел только один смертный случай. — «Прощай товарищи», смирение напутствуемого священником на вечность, — набожная молитва всех окружавших, глубоко трогала сердце, умеющее понимать и ценить в убогом люде преданность вере и покорность пред провидением поставившем этот бедный люд так близко к вечному безвыходному страданию. Умер бедняк и гроб ему сбили артельщики сами обмыли его и одели, и отпели и с молитвой и слезой, с теплой, со слезой сердца безгранично любящего брата, спустили в могилу и обратный путь оросили лишь слезой — у бедняков не было денег на какие бы то не было поминки. — У умершего осталось 10 заработанных рублей староста отправил их немедленно в семью вместе с гунькой еще новой сорочками и поясом. Так я видел в натуре и так списал я чистой совестию бедного земляника.

Теперь хочу еще сказать несколько слов на счет его труда. Земляник на кирпичном заводе сам отваливает, а где надо и добывает глину из под верхнего пласта часто негожего в дело. Потом сам он глину эту наваливает на большую широкую тележку и подвозит к машине; он же сваливает глину в глиномятную и оттуда добывает ее и складывает на места, Земляник работает при всякой погоде — труд его вперед сплочен.

Кажется что весь описанный труд требует не менее усилий, чем другие виды труда на заводах; но земляник получает и здесь, как и на железных дорогах, сравнительно гораздо менее других рабочих.

Я уже сказал, что уменьшением задельной платы он оплачивает кредит, необходимый ему по его гражданскому положению и природной обстановке.

Сотни банков заводются в столице и провинциях для ссуды богатым, сотни открытых ростовщических контор, под именем ссудных касс, гребут золото с каждого кто может и вынужден добывать, часто не возможной к добытию, насущный хлеб. Многие рукоплещут этим подвигам промыслового ума не подозревая, как кажется, что он выразился на западе Европы полным и повсеместным пролетариатом и естественной спутницей его неурядицей……… .

Бедный люд наш плотит половиною задельной платы за кредит на успокоение тяжестей и голода, и между тем этот люд, при малейшем желании и внимании к нему, мог бы пользоваться так щедро дозволяемым и распространяемым везде кредитом, гораздо несравненно дешевле, чем этот кредит обходится ему ныне.

Но какое дело нашим деятелям до захолустий России, они не видели даже ни разу тех десятков седых бород, с бляхами посыльных на Невском проспекте, через грустные морщины коих так и пробивается голос перенесенных страданий…

Один из лучших моралистов Англии — Поппе, сколько припомню, громя употребление виски так говорил английскому рабочему: слышишь ли ты бедный семьянин из кабака зов пролетариата; на пир в семью твою зовет он нищету, безобразие и своевольную прихоть ростовщика. Бедный земляник давно свыкся с этим зовом и напоминает его ему каждый раз вздутое голодом и мякиной брюхо, и вопль ребенка, плачущего у пустой груди матери.

Если, чего не дай Бог, когда нибудь явится у нас пролетарий, то первым будет, без сомнения, (после литератора без протекции) литвин земляник от щедрот природы пользующийся лишь одним правом па скверную, болотную атмосферу.

Вторая группа рабочих на заводе занимается обработкой сырого кирпича из глины добытой земляниками.

Эта работа производится самым первобытным образом — глина разделывается или руками или машинами — разделанная глина руками кладется в деревянные формы и рука же проводит палку, сравнивающую лицевую часть кирпича. Группа рабочих занимающаяся приготовлением сырого кирпича состоит из мущин и женщин — мущины называются порядовщиками, женщины порядовщицами. Все женщины работают кирпич из приготовленной глины посредством конных самых не мудреных глиномятных машин.

Есть и мущины работающие сырец из готовой глины, но большая часть порядовщиков сами и подготовляют глину и работают сырец.

Разумеется плата за работу из готовой глины гораздо менее платы, за работу кирпича и приготовление глины вместе. Плата за выделку сырого кирпича полагается с тысячи, но и тут русский люд применил свое коренное гражданское понятие.

Рядом работают с готовой глины порядовщик и порядовщица; за каждую тысячу порядовщик получает 2 рубля 30 копеек, а за туже тысячу порядовщица 1 рубль 90 копеек. — Бабий труд не стоит мужского преважно ответит вам каждый мужичек, — и артельщик и прикащик и сама порядовщица согласны с этой аксиомой.

Недурно бы Г.г. бойцам прогресса и равноправности женщин поразмыслить над этой особенностью народного быта, следовало бы посоветоваться с понятиями и говором люда, для которого и в пользу которого они, как вещают сами, пишут и ратуют.

Извини читатель за intermezzo душа неутерпела, чтобы не выказать до какой степени господа люди прогресса в женском вопросе разошлись с понятиями, разумными понятиями, которые, лелея Евангельское понимание семьи, стоят оплотом нашего общественного быта. И опять заговорился, извини читатель, я сей час у дела.

Особенность кирпичного дела состоит в том, что все почти порядовщицы из одной местности, именно из Торжка. На заводах порядовщица и Новоторка составляют два тождественные понятия.

Слово порядовщик сотворилось в народе потому, что выделываемый кирпич для обсушки ставится в ряды.

Порядовщики и порядовщицы суть главные деятели кирпичного производства; труд их довольно тяжол, особенно тех, которые сами должны приготовлять глину.

При усиленном труде есть женщины, выработывающие в день до 1000 кирпичей, мужчины до 1200. Если-бы весь сделанный кирпич попадал в счет товара, то большая часть порядовщиц заработывала бы свыше двух рублей сер. в день. Но при приемке кирпича во первых 1200 кирпичей считают лишь за 1000, в виду будущего урона, а затем приемщики ухитряются сбивать баб с толку и надувать их в расчете выделанного товара. Кроме сего дождь портит много работу порядовщиц не смотря на то, что оне складывают кирпич под сараями. Хозяева недопускают работать в дождь, потому что глина пропитывается водою, а затем и намокший кирпич должен просыхать на воздухе гораздо дольше. За исключением прижимок приемщиков, за исключением ненастных дней, все таки каждая порядовщица, как работница прилежная, может заработать в лето 100 рублей, прожить даром и издержать на харчи не более четверти заработка.

Каждый порядовщик может заработать вдвое.

Труд порядовщиков и порядовщиц, хотя и тяжелый, как физическое усилие, но производится в летнее время на открытом воздухе.

Там, где помещения для ночлега довольно просторны труд порядовщиков может считаться даже благодетельным для здоровья.

Выделывание кирпича в гигиеническом отношении может быть уподоблено полевым работам, с тем однако преимуществом, что дурная погода считается не удобным для труда временем, а затем и рабочий мало подвергается влиянию погоды.

Одно лишь обстоятельство на некоторых заводах представляет большое не удобство; это-то что заводы не имеют достаточного числа сараев для просушки и выкладки кирпича, под которыми работают обыкновенно и порядовщицы. От недостатка сараев происходит истомление рабочего на знойном солнце, а затем и страшная жажда, удовлетворение которой невской водой, или квасом порождают болезни.

Порядовщики, работающие под открытым небом, складывают и кирпич без крыши, отчего несут значительные убытки. Под открытым же небом кирпич остается несколько дней по приемке его хозяином. Часто в эти несколько дней хозяин несет столько убытку, что он мог бы с барышем, не допустив этого убытка, построить много сараев. Вообще если владелец кирпичного завода заботится о рабочих на работе, о крыше для них от солнца, то вместе с тем он ограждает себя от больших убытков.

Этот факт, кажется, еще не достаточно уяснили себе заводчики.

Работа порядовщиков и порядовщиц не может быть сравнена ни с каким другим трудом, кроме труда полевого. Во всяком фабричном производстве гигиенические условия направлены в ущерб здоровью рабочих; или спертый воздух мастерской и фабричных зал, или постоянный труд под землею, как в угольных копях, или у огня, как в винных и сахарных заводах, или в сырости, как на мойках; словом гигиена везде страдает. Порядовщик же работает на вольном воздухе, на сухом месте, и вдали от всякого очага и дыма.

Вот почему я радуюсь, что ремесло порядовщика остается еще целиком за нами, в наших руках.

Справляют порядовщики свое дело весьма рационально. Все они, (те которые работают на своей глине), стоят у работы по парно.

По большой части в каждой паре один старый порядовщик, а другой новичек, т. е. работающий на заводе первый год. Этот новичек работает не на свою руку, а состоит работником у старого порядовщика, работающего с тысячи и получает от него просто задельную плату в лето. Но есть и такие пары, которые состоят из двух старых порядовщиков. Тогда продукт общего труда разделяется по полам, только половины выходят не ровные. При дележе, во первых вычитаются все дни прогула каждого из пайщиков пары и тот, у которого прогульных дней окажется больше получает тысячу кирпичей меньше против товарища за каждый лишний прогульный день.

Простая, но чуткая справедливость.

Под час, но весьма редко, при разделе выходят споры насчет количества прогульных дней, и тогда дело решается памятью ближайших соседей и дело ладится, не сходя с гумна, т. е. с того места, где работается кирпич порядовщиками под открытым небом.

Горе этой категории порядовщиков составляет окончательный между товарищами расчет, окончание такового сопровождается некоторого рода общим торжеством, разумеется, в кабаке. Когда хозяин объявит по заводу, что работы окончены, то начинается окончательная раскладка и дележ продуктом труда для записки оного за счет каждого из пайщиков пары, а там дня через четыре вы слышите вечером необычайное разгулье у кабака и на улице.

Что это, братцы, у вас за оказия, спрашиваете вы порядовщиков, расчета еще не получили, а гуляете, как будто карманы у вас полны.

Считались и делились, батюшка, ответит вам каждый порядовщик в полном убеждении, что у вас хватит настолько здравого смысла, чтобы догадаться, что такой тяжелый труд, как расчет и дележ надо же запить, да и забыть.

Замечательно, что при расчете прогульных дней для дележа, так точно, как и при расчете подрядчика с рабочими, в число прогульных дней не включается день ангела гулявшего, храмовой праздник его прихода, т. е. церкви находящейся в деревне за несколько сот верст. Религиозные обычаи сохраняются людом и уважаются во время трудовых дальних компаний.

По случаю этих дней бывают иногда странные сцены. Ай виш, Митюха, говорил при мне один порядовщик своему товарищу, ты прошлый год-то наврал, что Петром зовут, а я говорил Митюха... так оно и есть Митюха.

Что прошлый год брат в Матвеев день за то не гулял, только в Петров.

Значит обмана нету, отвечал Митюха.

На том и дело стало.

 

Продолжение

 

Последние публикации на сайте