Меню
Из истории кирпичного производства в Выборге и окрестностях / Литвиненко А.П. [Часть 1]

Wiborg L2 500x471, Кирпичный Путеводитель : : Старинный кирпич

 

ИЗ ИСТОРИИ КИРПИЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ВЫБОРГЕ И ОКРЕСТНОСТЯХ (часть 1)

(ранее не опубликованная заметка коллекционера Александра Литвиненко)

 

 

Электричка Выборг – Петербург плавно покидает перрон. Мы сидим с левой стороны по ходу движения. Состав еще не набрал свою обычную скорость, и за окном медленно проплывают привычные пейзажи, знакомые строения. Вот старое здание тюрьмы, вот потянулась длинная стена капитальных гаражей из белого силикатного кирпича, мелькнул на пригорочке крохотный перелесок, и за ним вдруг на какие-то секунды открылась, поросшая травами ровная светлая поляна с остатками финских фундаментов. С этой симпатичной полянки, зажатой между современным железнодорожным полотном и зарастающей бухтой залива, мы, пожалуй, и продолжим свой рассказ о былых кирпичных производствах нашего города. Место это не всегда имело такой беспечный вид как сейчас. Как минимум с середины 19 века (а есть некоторые основания предполагать, что и с более раннего времени) в летние месяцы здесь постоянно поднимался густой дым над напольными печами, стояли деревянные сараи-навесы для сушки сырца, хлопотали возле них занятые своей работой люди. Сама практика обжига кирпича в напольных печах уходит своими корнями в средневековье, в ту пору, когда, вместо строительной плинфы, на Руси и по всей Европе стал использоваться брусковый кирпич современного вида. Стены такой печи-времянки складывались из предварительно высушенного кирпича сырца. Его ставили рядами друг на друга елочкой, оставляя внизу несколько топок для дров. Разведя огонь, поддерживали его постоянно, первые двое суток не повышая температуру, давая влаге из кирпичей выходить в виде пара постепенно, без взрыва. Затем жар доводили примерно до 1000 градусов и через определенное время, так же плавно понижая температуру, гасили огонь. Мастер определял степень нагрева «на глазок»: темно-красный цвет глины 500 – 600 градусов, вишнево-красный 700, светло-красный 850, желтый 950 – 1000, белый (пережог) 1200 градусов. При разборке необожженные кирпичи с внешних стен оставляли для повторного обжига со следующей партией. Длительность всего обжига зависела от размеров печи. Для небольшой напольной печи она составляла 5-7 дней, при больших объемах время процесса увеличивалось.

Финский хутор, от которого остались на поляне погреб и гранитный фундамент, вероятно, поставлен здесь позже. Но остатки самого основания его печки выложены из более старого, неровного кирпича явно ручной работы. На доброй трети поляны, под небольшим слоем дерна вся земля усыпана сплошным слоем битой кирпичной крошки и кусками пережженного бракованного кирпича что, кстати, тоже служит надежным маркером былого наличия здесь кирпичного производства. Известно, что это предприятие в 1840-х и начале 1850-х принадлежало выборгскому купцу русского происхождения Николаю Федоровичу Селиверстову, а затем некоторое время его вдове. Ему же, вероятнее всего принадлежало и набивное клеймо «НС», кирпичи с которым до сих пор можно встретить на некоторых выборгских развалинах.

Hc Vyborg Vsm 1024x517, Кирпичный Путеводитель : : Старинный кирпич

Кирпич с клеймом Н.С. Фото из коллекции Владимира Смирнова

Кто был владельцем завода в другие годы пока остается под вопросом, но по некоторым косвенным сведениям можно сделать предположение о возможности его изначальной принадлежности Йохану Фридриху Лаубе. Во всяком случае известно, что Лаубе в последнее десятилетие 18 века имел за Петербургским форштадтом кирпичный завод, продукция которого была очень востребована при восстановлении города после пожара 1793 года. На плане 1890 года завод все еще обозначен. Хотя, вероятнее всего, этот год мог быть и едва ли не последней датой существования здесь кирпичного предприятия. И суть не только в том, что уже приходило время больших производств с гофманскими печами. Заводик, изначально поставленный на глинистом берегу Папуланлахти в первую очередь из-за наличия сырья, имел к тому же выгодное положение в плане транспортировки готовой продукции водным путем. Большие лодки, тяжело нагруженные кирпичом, отваливали от деревянного заводского причала и несли свой груз по заливу к любым местам назначения. Но в 1890 году начинается строительство железнодорожной ветки Выборг – Антреа (Каменногорск), и до этого широкая, бухта Папуланлахти перегораживается насыпью. Остается лишь небольшой разрыв под мостом, непригодный для прохода даже самых маленьких транспортных суденышек. Надо заметить, что описанный выше завод ничем особо не отличался от других своих ровесников и предшественников и взят как типичный пример кирпичного производства тех времен, когда из-за отсутствия хороших дорог и транспорта, буквально всем подобным предприятиям приходилось размещаться по берегам заливов и рек, решая так свои логистические проблемы. О жесткой привязке к водным путям всех площадок с обжиговыми печами упоминал еще Раппопорт, описывая производство плинфы и кирпича в средневековой Руси. Как следующий местный пример такого прибрежного размещения можно вспомнить кирпичный завод Пиетиля, основанный в 1884 году близ одноименного селения на северо-западном берегу бухты Суоменведенпохья (Защитная) в районе современного яхт-клуба Лавола. Там от рабочих площадок у ручья с глинистыми почвами была уже для удобства отгрузки проложена к причалу даже небольшая узкоколейка. До сих пор еще кое-где встречаются кирпичи с клеймом этого завода, работавшего с 1885 по 1904 годы.

Pietila Mak 1 1024x491, Кирпичный Путеводитель : : Старинный кирпич

Кирпчи с клеймом Pietilä. Фото Михаила Макарова

Если взглянуть шире, представив карту Выборгского района, то примеров устройства кирпичных цехов у береговой линии можно привести еще больше. Это и завод в районе Попово (финск. Кайслахти, хозяин Виктор Хуиту), работавший здесь до 1904 года. Это и аналогичное предприятие, основанное в середине 19 века на острове Лууринсаари (ныне о. Весенний), которое принадлежало семейству Альфтан, и еще много других.

JA Alf MP2 1024x538, Кирпичный Путеводитель : : Старинный кирпич

Кирпич с клеймом J.A. (Якоб Альфтан). Фото Михаила Попова

Даже известные в 18 веке кирпичные заводы в Хави, хотя и находились совсем близко от города, тоже имели свой причал, и наверняка, при возможности всегда отправляли свою тяжелую продукцию самым удобным – морским – путем. У берега залива располагался и самый старый, из известных в Выборге, кирпичный завод, некогда принадлежавший Карлу Кнутссону Бунде, наместнику Выборгского лена в 1442-1448 гг., а затем Доминиканскому монастырю. Недавно стала доступна ценная карта, оцифрованная финским провинциальным музеем города Миккели. На этой шведской карте изображена дымящая напольная печь с конкретным пояснением – «городская кирпичная печь». По времени карту можно отнести не ранее как к последним десятилетиям 17 века, на что указывает изображение в ее левом верхнем углу церкви в Сикканиеми, построенной н 1664 году. То есть, получается, что завод функционировал больше двухсот лет, и кирпича за это время, вероятно, сделал немало. В работе Хакмана «К вопросу об истории строительства Выборгского замка» есть интересная информация о том, что на строительство башни в 1561 году было израсходовано 138740 кирпичей. Даже по нынешним меркам это весома внушительные объемы. Если учесть, что средневековый кирпич раза в полтора тяжелее современного (вес нашего печного около 4 кг), то для наглядности приведенной Хакманом цифры можно представить огромную колонну из восьмидесяти десятитонных Камазов, груженных таким кирпичом! Хотя городской ландшафт с тех далеких времен сильно изменился, благодаря карте из Миккели теперь можно более-менее точно привязать былое расположение этого кирпичного завода к современному нам пейзажу местности. Бухта залива прежде вдавалась в сушу гораздо дальше, доходя почти до училища гражданской авиации и затопляя большую часть железнодорожных путей. Старый заводик стоял на берегу, примерно на месте первого вокзала, построенного в 1870 году и снесенного после постройки нового. Во всяком случае, границы прежнего производства можно грубо очертить так: вдоль железной дороги от гостиницы «Викинг» и почти до закрытой нынче пивной, известной в народе как «Каменка». Эта территория лежала как раз недалеко от дороги, по которой из города ежедневно прогонялось стадо скота к пастбищам на Папуле. Нетрудно нарисовать в воображении картину, где на площадку с рядами сохнущего еще не обожженного кирпича порой прорываются козы, овцы, догоняющие их собаки пастухов. Они пробегают по сырым кирпичам, оставляя следы... Некоторые из этих следов посетители выборгского замка видят и сейчас, когда любуются экспозицией со средневековыми кирпичами.

Александр ЛИТВИНЕНКО

Иллюстрации добавлены к тексту из общедоступных источников

Продолжение

 

 

Последние публикации на сайте