Меню
Желсиликат; М.Ж.Д.

Автор: Михаил Попов

Jelsilikat0 Litv, Кирпичный Путеводитель : : Старинный кирпич

Кирпич с клеймом Желсиликат. Фото Виктора Литвинского

В ранние годы советской власти Комбинат Мурманской железной дороги создал отдел для производства огнеупорных строительных материалов отдел под названием «Желсиликат». Строительные кирпичи с клеймами Желсиликат и М.Ж.Д. («Мурманская железная дорога») встречаются в городах Медвежьегорск, Петрозаводск, Лодейное Поле и др.

MJD Kras, Кирпичный Путеводитель : : Старинный кирпич

Кирпич с клеймом М.Ж.Д. 6. Фото Владимира Красильникова

О задачах отдела в 1927 г. была напечатана статья в журнале «Карело-Мурманский край». Рассмотрим наиболее интересные выдержки из нее (наименования кирпичных заводов выделены).

Развитие комбината Мурманской ж. д. в настоящее время достигло того состояния, что вопрос об огнеупорном строительстве, является абсолютно повседневным.

Процесс быстрого хозяйственного роста комбината показал, что тема ее развития, как транспортного органа, исключительно зависит от той энергии, которая им же проявляется в пробуждении вокруг него промышленной жизни. Организуя подсобно-промышленные предприятия, привлекая рабочую силу, Мурманская дорога, осуществляет директивы центра в отношении колонизации края и тем самым создает для себя грузы на колоссальном протяжении всей Мурманской дороги, проходящей по Северному Краю с весьма суровыми климатическими условиями…

Для укладки печей и других необходимых сооружений, где требовались огнестойкие материалы, кирпич доставлялся из Ленинграда или его окрестностей, что делало его баснословно дорогим и крайне невыгодным для использования в более широком размере. Поскольку закончившиеся изыскательные работы в отношении глины дали вполне удовлетворительные результаты в целом ряде выгодных районов, как для строительных работ дороги, так и его подсобных предприятий, целесообразность использования этого начинания комбинатом Мурманской ж. д. вполне очевидна.

Сейчас пользуясь данными изыскательных работ по определению залежей глины, нам хотелось бы вкратце остановиться на вопросе, где выгоднее как с эксплоатационной стороны, так и в отношении строительных работ дороги, построить кирпичные заводы.

Не взирая на то, что изыскания дали чрезвычайно богатый материал в отношении залежей главы в Сосновецком районе, нам казалось бы, что при кустарном производстве кирпича, следует подойти осторожно к созданию заводов в этом районе. Сбой песка от полуторы до двух саженей, исключительно требующий механической съемки и значительной степени удорожит кустарное производство и крайне невыгодно для последнего. Мы полагали бы поэтому, что выгоднее использовать для кирпичного производства Шуерецкий район, построив завод в северной пли южной части дер. Шуерецкой, по правой стороне полотна дороги. Если даже производственная программа завода не будет превышать 1 миллиона штук кирпича, этого будет все-же вполне достаточно для удовлетворения потребностей строительных работ районов Кемь и Сорока, причем, по этому варианту в значительной степени удешевляется доставка готовой продукции в Кемь. Что касается Сосновецкого района, то он может быть использован лишь при полном механическом оборудовании.

В отношении Лижемского завода мы считали бы целесообразным расположить его по правому берегу реки Лижмы, по правую сторону полотна дороги. Так как правый берег значительно ниже левого и вся эта площадь находится на открытой поляне, то это значительно улучшит сушку. Левый берег менее выгоден для расположения заводов, т. к. он с трех сторон закрыт большими лесами, а следовательно и сушка будет значительно хуже.

Что касается кирпича для строительных работ на ст. Кандалакша и прилегающего к нему колонизационного поселка, то учитывая отсутствие какой-быто ни было возможности построить завод вблизи Кандалакши, мы полагали бы целесообразным использовать кирпичный завод б[ывш.] Карлеса, находящийся на ст. Чупа-пристань и ныне принадлежащего Карсовнархозу. Мы надеемся, что Карсовнархоз в этом отношении окажется сговорчивым.

Таким образом, Мурманская ж. д. имея Парандовский и Шонгуйский завод, а также построив новый кирпичный заводы в Лижме и Шуерецком, использовав затем Чупинский завод, получает весьма выгодно расположенную сеть кирпичных заводов, которые даже при кустарном производстве могут обеспечить ее в 6-7 миллионов штук кирпича ежегодно, что даст возможность расширить огнестойкое строительство даже по производственной программе 27 года.

Исходя на тех соображений, что для кустарного производства кирпича неквалифицированная рабсила может быть принята из ближайших сел и окрестностей колонизационного населения, мы помимо чисто производственных выгод, усиливаем приток колонистов в районы кирпичных заводов.

Постройка новых кирпичных заводов, а равно эксплоатации всей сети заводов должна, конечно, лечь в основу работ, намеченных «Желсиликатом», который по мере развития, направляет свою работу в сторону расширения своей деятельности как по выработке других видов огнестойких строительных материалов, так и по использованию прочих полезных ископаемых силикатов…[1]

Клейменые кирпичи могли быть произведены на нескольких заводах Комбината Мурманский железной дороги.

Jelsilikat17 Litv, Кирпичный Путеводитель : : Старинный кирпич

Кирпич с клеймом Желсиликат 17. Фото Виктора Литвинского

JS 24, Кирпичный Путеводитель : : Старинный кирпич

Кирпич с клеймом в виде номера (Желсиликат). Фото Виктора Литвинского

 

Источники

[1] Глазунов З. Огнестойкое строительство и «Желсиликат»  // Карело-Мурманский край. №1, 1927. – С. 23-24.

 

 

Последние публикации на сайте