Меню
Землестрогательная машина Ф.А. Полякова-Ковтунова (1907)
FP Mash1907 Obl, Кирпичный Путеводитель : : Старинный кирпич

Первая страница номера

Статья воспроизводится из журнала «Зодчий» № 48 от 2 декабря 1907 г.

 

Землестрогательная машина Ф.А. Полякова-Ковтунова

Машина эта была, между прочим, демонстрирована на экране при докладе М.И. Белавенца в Имп. Спб. Общ. архитекторов 6 ноября с. г. Ныне, благодаря любезности изобретателя, предоставившего в наше распоряжение чертежи, техническое описание машины и данные относительно ее продуктивности, мы можем познакомить с нею наших читателей.

Цель машины – удешевить добычу всякого рода грунтов, а в частности, при кирпичном производстве – добычу глины, причем одновременно достигается возможность полного перемешивания последней. Известно, что главная задача подготовки глины заключается в уничтожении ее природной слоистой структуры, отделении крупных каменистых примесей (если таковые попадаются в ней), и перемешивании различных сортов глины между собою; последняя операция сама по себе может во многих случаях несомненно улучшить качества кирпича*). Большинство употребляемых для этого машин – вальцы, дезинтеграторы, бегуны и т. п. – требуют очень сильных двигателей, почему применение их заметно удорожает производство.

Ch1 Plan M PK 1907, Кирпичный Путеводитель : : Старинный кирпич

Чер. 1. План машины. Оригинал

В общих чертах действие машины Ф.А. Полякова-Ковтунова таково: машина двигается взад и вперед по рельсовому пути, уложенному вдоль обрабатываемого карьера во всю его длину. Передний ход машины – рабочий, задний – холостой. При рабочем ходе нож, укрепленный сбоку машины, отрезает тонкую глиняную стружку во всю высоту карьера; стружка эта, соскальзывая с ножа, принимается ящичным подъемным элеватором и подается на ленточный транспортер, с которого уже и ссыпается на вагонетки, отвозящие ее к месту назначения. Незначительная толщина стружки не только обусловливает отличное перемешивание различных слоев глины, имеющихся в карьере, но позволяет выбирать из карьера все камешки, которые ножом не захватываются.

В деталях устройство машины следующее.

Машина приводится в действие двигателем, помещающимся на площадке внутри вагона (двигатель на наших чертежах не показан, так как, он может быть различной системы), от которого движение ремнем передастся на общий передаточный вал 1. Для поступательного движения машины внизу имеется механизм 2 со сменной зубчатой передачей и тремя шкивами; средний холостой, один крайний для переднего рабочего хода со скоростью 25 саж. в минуту, и другой – для заднего, не рабочего хода со скоростью 50 саж. в минуту. Механизм этот посредством зубчаток передает движение передней оси 3. Поступательное движение машине сообщается рукоятками 4 или 5. Остановка производится в ручную за те же рукоятки, но когда машина доходит до конца, то она останавливается также автоматически, упираясь рычагом 6 в бруски 7, укрепленные на концах рельсового пути.

При движении машины вперед, нож 8 срезает стружку земли во всю высоту карьера. Эта стружка ссыпается по полотнищу 9 в черпаки 10, которыми поднимается и ссыпается на ленточный транспортер 11; с транспортера же, через направляющую трубу 12, ссыпается в вагонетку 13. Ковшевой элеватор получает движение от общего передаточного привода 1 ремнем 14, а транспортер 11 – ремнем 15.

Ch1 Plan M PK 1907 2, Кирпичный Путеводитель : : Старинный кирпич

Чер. 2. Вид машины спереди. Оригинал

Когда машина пускается обратно холостым ходом, то черпаки и транспортер останавливаются, разобщением на общем приводном валу 1 фрикционной муфты 16.

Выдвигание ножа 8 в карьер производится следующим образом. Машина состоит из двух частей; первая – нижняя рама – упирается подшипниками на оси колес и поддерживает на рамках 17 верхнюю часть (вагон), в котором и укреплены все механизмы с ножом 8. Вагон движется по роликам 17 посредством винтов 18; винты 18 укреплены неподвижно в нижней раме, а в подвижной раме укреплены чугунные коробки 19 в которых имеются винтовые колеса, изображающие гайки на винтах 18. Винтовые колеса приводятся в движение червяками, сидящими на валике 20; валик 20 приводится в движение цепью Галля от механизма 21, получающего движение от общего передаточного вала 1 посредством ремня с фрикционной муфты 16. Механизм 21 посредством передвижной муфты, передвигаемой рукояткой 22, и трех конических зубчатых колеса, сообщает задний и передний ход валику 20. На валике механизма 21 имеются две цепных зубчатки и две соединительные муфты с рукоятками 23 и 28; при соединении муфты рукояткой 23 получают движение гайки на винтах 18 и тем двигают всю верхнюю часть машины на нужную величину для захвата стружки. Машина для 3-4 саженного карьера (в высоту) может углубиться в карьер на 1½ метра (около 2 аршин) без передвижки рельс.

Показанный на чертеже уклон стены карьера может быть сделан под углом до 45°. Для этого нож укреплен на треугольной раме из балок; рама эта нижним концом держится в шарнирах 24, а верхний конец держится на тягах 25. Тяги 25 укреплены к тележке 26; в тележке 26 укреплены неподвижно винты 27, на винтах 27 имеются винтовые колеса – такие же как на нижних винтах и в таких же коробках, укрепленных к балкам вагона. Винтовые колеса (гайки) получают вращение посредством червяков через цепную передачу от механизма 21; при вращении гаек винты 27 с тележкой 26 движутся в желаемом направлении и тем отклоняется рама с ножом 8. Движение это производится соединением в механизме 21 муфты с зубчаткой посредством рукоятки 28, а задний и передний ход сообщаются рукояткой 22, как для нижних гаек.

Производительность машины, поданным изобретателя, такова: при 50 саж. длины и 3 саж. высоты карьера, и при толщине стружки в 0,05 сотки саж. (около 1 сант.) машина совершает один рабочий период (т. е. один рабочий и один холостой ход) в 4 минуты и отделяет при этом 0,75 куб. саж. глины; таким образом часовая производительность машины будет равна 11,25 куб. с. (90 куб. м.), а в 10-часовой рабочий день – 112.5 куб. с. (900 куб. метров). При двойном ноже, т. е. при отсутствии холостого хода, производительность удваивается. Увеличение толщины стружки также соответственно увеличивает производительность: если машина работает только для выемки и насыпки в вагоны, то толщина стружки может быть доведена до 2,5 соток, и тогда машина дает до 1000 куб. с. в 10 часов.

Ch1 Plan M PK 1907 3, Кирпичный Путеводитель : : Старинный кирпич

Чер. 3. Вид машины сбоку. Оригинал

Строгание глины помощью описанной машины при машинной формовке сырца позволяет обходиться без пропускания глины через вальцы и тем уменьшает затрату движущей силы. Так напр., на кирпичном заводе «Звезда» близ Петербурга, где минувшим летом была применена машина г. Полякова-Ковтунова, ленточный пресс (Шликэйзена) приводился ранее в движение 60-сильиым газомотором и давал около 10 тысяч сырца в день; применение строгания глины позволило снять с пресса вальцы и пресс стал давать 17-20 тысяч сырца, при электромоторе только в 20 сил.

Стоимость эксплоатации машины с одним ножом при бензиновом (наиболее дорогом) двигателе в 25 сил, составляет в день:

Двигатель (считая по 6 коп. сила-час) ..... 15 руб.
Смазка ..... – „ 5 коп.
1 машинист ..... 3 „
5 рабочих для удаления камней и передвижения рельсов ..... 5 „
Ремонт и пр. ..... 1 „ 50 „
Итого: 25 руб.

Если считать, что в день машина даст только 100 куб. с. глины, т. е. на 300.000 кирпичей, то на одну тысячу кирпича расход составляет около 8⅓ коп.

Zemlestroganie 1907 01, Кирпичный Путеводитель : : Старинный кирпич

Фиг. 3. Машина к карьере завода «Звезда». Отвозка вагонеток с глиной

Zemlestroganie 1907 02, Кирпичный Путеводитель : : Старинный кирпич

Фиг. 4. Внутренний вид землестрогальной машины

Zemlestroganie 1907 03, Кирпичный Путеводитель : : Старинный кирпич

Фиг. 5. Землестрогальная машина в карьере завода «Звезда». Строгание глины с наполнением вагонетки.

При жидких глинах машина может быть применяема для их многократной строжки и перевалки; при этом первая перевалка производится осенью или даже зимою; вторичная же строжка – в сухое весеннее и летнее время, и повторяется до тех пор, пока глина не получит консистенции, требуемой для работы ленточным прессом без добавления сухой глины.

Если сверх слоев годной глины залегает пласт, негодный для производства, то этот пласт снимается, одновременно со строжкой остальной части стены карьера, особым ножом и помощью отдельного транспортера удаляется за линию вагонеток, принимающих глину.

При ручной формовке сырца, на землестрогальную машину вместо транспортера устанавливается глиномятка, в которую простроганная глина ссыпается прямо с ящичного элеватора, а из глиномятки выходит уже совершенно готовой для формовки и развозится в вагонетках или тачках порядовщикам; на время наполнения вагонетки работа строгальной машины останавливается и освободившаяся сила двигателя обращается на работу глиномятки. При этом стоимость глины, при выработке 70-100 тыс. кирпича в день, составит не свыше 30-40 коп. на тысячу.

Описанная машина может применяться также в качестве вообще экскаватора при земляных работах.

 

*) См. «Кирпичное производство на р. Неве и ее притоках» Саноцкого.

 

 

Упоминаемые персоны

 

 

Последние публикации на сайте