Меню
История одного кирпича / Егоров Ю. // Архнадзор. 3 сен. 2015 (фрагмент)
AN01, Кирпичный Путеводитель : : Старинный кирпич

Кирпич с клеймом Л.И. Вейсъ

(к вопросу о времени строительства товарной станции Петербурго-Московской железной дороги в Москве)

 

Юрий Егоров

Товарные станции (или товарные дворы) являются такими же неотъемлемыми частями железной дороги, как и пассажирские здания, локомотивное и вагонное хозяйство, устройства сигнализации и многое другое. Они предназначаются для погрузки и выгрузки вагонов и перевалки грузов на другие виды транспорта.

Одной из основных задач первой железнодорожной магистрали России было обслуживание грузопотоков между двумя столицами. В силу более выгодного расположения Москвы и веками складывавшейся системы гужевых и почтовых трактов оказалось удобнее сохранить систему грузопотоков, ориентированную на «старую» столицу, а уже из неё доставлять грузы в Петербург, а попутно и в другие места, тяготеющие к Николаевской железной дороге. Для обслуживания грузового движения и были построены специальные станции.

Организационная структура таких станций достаточно проста: фронт пакгаузов большой длины, с одной стороны которых находятся железнодорожные пути, а с другой устроены подъезды для грузовых или «ломовых» извозчиков. Для того чтобы не нужно было поднимать и опускать грузы, вдоль пакгаузов устраивались платформы в одном уровне с полом вагона или телеги. Сами пакгаузы служили для хранения грузов в ожидании погрузки в вагоны или получения их адресатом. Всё просто и понятно.

 станция акварель художника Кольбе, Кирпичный Путеводитель : : Старинный кирпич

Товарная станция – акварель художника Кольбе

Была такая станция и в Москве, находилась она слева от нынешнего Ленинградского вокзала, если смотреть в сторону Петербурга. Длинные мощные пакгаузы из кирпича, протянувшиеся вдоль путей и хорошо видные с платформ дальнего следования, от которых отходят «Сапсаны» — это как раз она и есть. Кстати, все они – выявленные объекты культурного наследия, раз уж речь зашла.

 станция пакгаузы 1840 х годов фото нашего времени, Кирпичный Путеводитель : : Старинный кирпич

Товарная станция – пакгаузы 1840-х годов, фото нашего времени

Путей между ними давно уже нет, а вот грузовые платформы из белого камня есть. И навесы – где-то клёпаные, где-то деревянные – тоже местами сохранились. На одном из них до сих просматривается дата – 1903 год, видимо, последний на данный момент ремонт. Но это надо знать, где искать, а не в меру разросшееся у старинного здания дерево почти скрыло этот любопытный артефакт. ... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: http://www.archnadzor.ru/2015/09/03/istoriya-odnogo-kirpicha/

Последние публикации на сайте