Меню
Кирпич с подписью. (Статья посвящается памяти В.Н. Богомолова) / Тонких О. // Морозовский вестникъ. №7 (20), 15 июл. 2017

Img456 Scaled, Кирпичный Путеводитель : : Старинный кирпич

Кирпич – предмет простой и, казалось бы, незамысловатый. Однако и он может хранить в себе массу интересной информации, быть свидетелем самых разных событий.
Так получилось, что оформление коллекции старинных кирпичей, которую архитектор Владимир Николаевич Богомолов собирал более 30 лет, совпало с Годом истории в Ленинградской области. Такое совпадение кажется знаменательным, ведь каждый старинный кирпич с подписью имеет свою историю, которая является частью большой истории развития промышленности на территории Ленинградской области.

 

Под сводами старинного здания

Стоя под сводами подвального помещения, я держу в руках кирпич. Обыкновенный – тяжёлый, холодный, красноватый. И в то же время необыкновенный – старинный, с непонятной надписью «Самарка ВР». Такой же кирпич, из каких сложено и само здание, в котором я нахожусь – историческая постройка, бывший дом директора Шлиссельбургского порохового завода (ШПЗ). Старинный кирпич практически не пострадал от времени, лишь незначительные механические сколы заметны кое-где на его гранях. «Этот кирпич найден здесь, на территории посёлка им. Морозова, – рассказывает руководитель Историко-культурного центра завода им. Морозова Любовь Алексеевна Богомолова. – Практически весь посёлок был сложен из такого кирпича: «ВР» – это инициалы действительного статского советника Владимира Ренненкампфа, бывшего когда-то владельцем и этих земель, и кирпичного завода в его же имении Самарка. Ренненкампф, являясь одним из учредителей «Русского общества по выделке и продаже пороха», поставляя сюда кирпич, когда началось строительство порохового завода и посёлка».

Помещение для музея старинных кирпичей выбрано идеально: под низкими сводами просторного подвала особняка конца XIX века будто витает дух истории, а вокруг маленьких подвальных окошек и в дверных проёмах прекрасно просматривается старая кирпичная кладка, не тронутая временем.

Собирать старинные кирпичи Владимир Николаевич Богомолов, супруг Любови Алексеевны, начал более 30 лет назад. Будучи архитектором по профессии, он давно обратил внимание на то, что старинные кирпичи прочнее и качественнее современных. Вначале он хранил кирпичи в своём рабочем кабинете, затем долгое время разраставшаяся коллекция лежала у него в гараже. Новые экземпляры для своей коллекции Владимир Николаевич находил повсюду: некоторые кирпичи найдены в посёлке им. Морозова, в деревне Резвых и деревне Чёрная речка; много необычных кирпичей были подобраны им на развалинах реконструируемых или снесённых зданий в Санкт-Петербурге – на улицах Шпалерной, Думской, Захарьевской, Комсомола, Лебедева, Очаковской, Моховой, Чайковского, на Лесном и Б. Сампсониевском проспектах. Иногда старинные кирпичи Владимиру Николаевичу приносили и жители посёлка, узнавшие о его необычном увлечении.

Img460 Scaled, Кирпичный Путеводитель : : Старинный кирпич

 

Фамилии, буквы, знаки

Сегодня коллекция старинных кирпичей, собранная Богомоловым, насчитывает более 150 экземпляров. Медленно прохожу вдоль стеллажей и с удивлением разглядываю выставленные на них экспонаты: никогда не задумывалась о том, что кирпичи могут быть подписаны! Так промышленники гарантировали качество своей продукции. Вот кирпичи с фамилиями владельцев кирпичных производств: Богданович, Стрелин, Тырлов, Захаров, Соболева, Стуккей, Петров, Беляева и т. д. Вот кирпичи, на которых проставлены только инициалы. И если в начале XIX века чаще ставилась только аббревиатура (Ф.И.О.), то к концу столетия, как правило, кирпич маркировался уже полной фамилией владельца. «Это, вероятно, связано с возросшей конкуренцией и рекламой, так как полная фамилия сразу говорила о владельце завода, а аббревиатуру ещё надо было расшифровать», – поясняет Любовь Алексеевна.

А вот экземпляры с иностранными названиями: «Fire», «Few», «Benson», «Trade». Иностранные кирпичи, в основном, были огнеупорными и использовались для кладки каминов и печей.

Есть здесь и кирпичи с названием места, где располагался выпустивший их кирпичный завод: Самарка, Пелло, Щеглово, Ижора, Колпино... Отдельная группа – кирпичи с клеймом-изображением: подковой, якорем, орлом...

Конечно, все эти знаки и фамилии не могли не заинтересовать увлечённого коллекционированием архитектора. Немало времени провёл Владимир Богомолов в библиотеках и музейных архивах, выискивая информацию о кирпичном производстве на невских землях. Для пояснения к своей коллекции он написал подробную информационную статью, которую назвал «Музей кирпича. Кирпичное производство в Санкт-Петербургской губернии», а также сумел разыскать внушительный список кирпичных заводов, расположенных в 1903 году на берегах Невы и её притоках.

Сегодня оформлением коллекции занимается Любовь Алексеевна Богомолова. И в скором времени между стеллажами с кирпичами-экспонатами появятся информационные стенды, дающие историческую справку о старинных кирпичных заводах и их владельцах.

Img457 Scaled, Кирпичный Путеводитель : : Старинный кирпич

 

На ШПЗ и окрестностях

Много интересных сведений удалось найти в архивах Владимиру Николаевичу. Оказывается, в XIX веке река Нева, по берегам которой возникали всё новые заводы, стала своеобразной осью кирпичной промышленности: строительный бум, охвативший Петербург, требовал всё больших объёмов кирпича. В 1842 году на берегах реки дымились печи 42 кирпичных заводов, а к 1879 году в кирпичном производстве уже было занято более 7000 рабочих, которые производили 140 млн. штук кирпича в год.

Что же касается Шлиссельбургского порохового завода (в доме директора которого сегодня как раз и расположилась собранная Богомоловым коллекция старинных кирпичей), то здание конторы, дом директора, здания кислотного цеха, заводской лаборатории и многие другие были построены из кирпича со знаком «Самарка ВР». Завод Ренненкампфа в его имении Самарка был основан в 1858 году, на нём трудились 425 рабочих, обеспечивая производительность в 10500 тыс. штук кирпича в год. Впоследствии завод Ренненкампфа не смог обеспечивать необходимой потребности в кирпиче на стройках ШПЗ, и кирпич также стали поставлять с других заводов: братьев Лядовых – «Бр.Л.», «Мойка», «Щеглово», «Подкова», «Я.Петровъ» и других.

Img458, Кирпичный Путеводитель : : Старинный кирпич

Совсем рядом с ШПЗ в 1900-ом году заработал кирпичный завод Анонимного Общества на даче Резвых, находившийся у впадения в Неву речки Чёрной. Сын Петра Терентьевича Резвого, именитого гражданина Санкт-Петербурга, бургомистра столицы, Николай Петрович построил здесь лесопильную мельницу и усадьбу, где были возведены все необходимые для быта постройки, имелась даже часовня.

Img459, Кирпичный Путеводитель : : Старинный кирпич

Img461 Scaled, Кирпичный Путеводитель : : Старинный кирпич

Потомки Резвого в конце XIX века продали усадьбу, и в 1896 году она принадлежала Ларисе Ивановне Иогель, которая и основала здесь в 1900 году кирпичный завод. Судьба его была незавидной: при численности рабочих в 225 человек кирпича производилось всего 1500 тыс. штук в год. Сказалось то, что рядом не было качественной глины, её приходилось подвозить в Резвых за несколько километров. И после революции производство кирпича здесь уже не возобновилось.

Часто небольшие кирпичные заводы возникали по месту расположения имений (мыз), где их владельцы возводили свои дома и хозяйственные постройки. Так, существовали кирпичные заводы в имении Всеволожских в Рябове и у М.С. Воронцова в Мурино.

Img462, Кирпичный Путеводитель : : Старинный кирпич

Со строительством Ириновской железной дороги и появившейся возможности доставлять кирпич не только по Неве, возникли и заводы, отдалённые от реки. В Приютино работал завод потомственного гражданина М.А. фон Краузе. Был открыт кирпичный завод Ириновско-Шлиссельбургского промышленного общества. В 1897 году начал работу завод баронессы Е.К. Медем на станции Кирпичный завод Ириновской железной дороги.

Однако после революции 1917 года многие заводы прекратили своё существование. Лишь в конце 20-х – начале 30-х годов, в период индустриализации, началось возрождение кирпичного производства, а оставшиеся дореволюционные заводы разных хозяев подверглись национализации, объединению и укрупнению.

Обо всём этом и о многом другом в скором времени можно будет знать в местном музее кирпича, экспозицию которого оформляет сегодня Любовь Алексеевна Богомолова.

 

Не просто строительный материал!

Img464 Scaled, Кирпичный Путеводитель : : Старинный кирпич

Парадоксально: старые маркированные кирпичи и в наше время пользуются огромным спросом. Оказывается, их с удовольствием используют при строительстве печей и каминов на дачах и в частных домах. Поэтому зачастую старые, брошенные дореволюционные постройки местные жители растаскивают для своих нужд в буквальном смысле по кирпичику.

Интересен старый кирпич и коллекционерам, которых, судя по обсуждениям на просторах интернета, сегодня немало в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Но для них маркированные кирпичи – это, скорее, свидетели промышленной истории наших земель, а значит, строительный материал не только для домов и фабрик, но и для событий, определивших исход многих человеческих судеб.

И если кому-то из вас, уважаемые читатели, стало интересно, из каких кирпичей построены многие сохранившиеся в посёлке дореволюционные здания, приходите в Историко-культурный центр завода им. Морозова познакомиться с коллекцией старинных кирпичей, собранной за долгие годы Владимиром Николаевичем Богомоловым. И, возможно, история посёлка и невских земель тогда откроется для вас с какой-то новой стороны – станет ближе, понятнее, роднее.

Материал подготовила Ольга Тонких

(фото автора)

 

Оригинал:

Морозовский вестникъ. №7 (20), 15 июл. 2017. — С. 6-7.

Последние публикации на сайте